Уважаемые методисты! На этой странице вы узнаете, как стать экспертом субъектности. Вы находитесь на настоящем складе большой пользы. Он позволит методистам и педагогам работать в едином пространстве смыслов.
Методисту важно управлять качеством обучения педагогов, а самим педагогам выбирать материалы, которые им нужны в данный момент.
Использование экспертных разработок поможет создать единую команду методистов, педагогов, родителей, работающих на развитие детей — их самостоятельности и успешности
Плюсы и минусы выбора пути субъектности для руководителей образовательных организаций
Экспертная, элитная практика. Не массовое
Сложнее обучать педагогов
Субъектность – сложно – сложное стоит дороже
Дороже обучение педагогов
Попадает в сообщество. Дух «закрытого клуба»
Дополнительные усилия по работе с теми, кто не меняется
Миссия. Понимание Я ВЛИЯЮ НА БУДУЩЕЕ
Больше времени для того, чтобы увидеть результат
Наследие. Что останется после меня
Специфический контроль
Уважение родителей, коллег и высокопоставленного руководства (включая власти)
Нужно соответствовать, оправдывать стандарты практики субъектности
Скачайте файл с плюсами и минусами субъектности для руководителей и педагогов образовательных организаций в векторном формате (файл.pdf), чтобы распечатать в любом размере
Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь на e-mail рассылки
Мы работаем с субъектностью на самых разных площадках из множества и крупных, и небольших городов России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Каждая организация из нашего сообщества имеет свой уникальный путь и результат работы с нашими продуктами. Ниже - живые кейсы о том, как можно использовать экспертные материалы в образовательном и управленческом процессах
Заяц – символ детства Мягкая игрушка, любая сказка, самое известное детское стихотворение – везде есть ЗАЙКА. Заяц – эмблема первого бота о пользе игры. Игра, как и зайка – неотъемлемая часть детства.
Наш бот - ПЕРВЫЙ БОТ О ПОЛЬЗЕ ДЕТСКОЙ ИГРЫ.
О ЧЕМ БОТ? ИГРАТЬ или ЗАНИМАТЬСЯ? –дилемма взрослых. Мы противопоставляем ЗАБАВУ и РАЗВИТИЕ, бестолковое и полезное. Бот про то, что ИГРА – это то, что в детстве очень ПОЛЕЗНО. Просто не все есть ИГРА.
ДЛЯ КОГО БОТ? Для людей, которые сильнее других могут влиять на развитие дошкольника – для родителей и педагогов.
ЗАЧЕМ БОТ? Родители и педагоги очень хотят, чтобы было и полезно, и в удовольствие. Бот подскажет, как и что делать, чтобы в жизни ребенка была какая надо игра и все ее полезные развивающие эффекты.
КТО СОЗДАВАЛ БОТ? Бот создавали исследователи, эксперты и педагоги-практики.
ЧТО МОЖЕТ БОТ? Консультировать, разъяснять, предлагать варианты действий и способы оценки эффективности.
ЧТО СМОЖЕТ ПЕДАГОГ?
Научится ловить время для того, чтобы его хватало для игры детей.
Поймет, как организовать пространство, в котором игра будет развиваться.
Оценит среду и дополнит ее нужными для игры материалами.
Удивится, узнав о пользе и развивающих эффектах игры.
Сообщество образовательных практик субъектности Большой Поток вместе с представителями научного педагогического сообщества разработали плакаты для площадок, поддерживающих сложные образовательные результаты, субъектность.
Мы решили перевести "с научного на понятный" язык и сделать наглядными важные пункты исследования, проиллюстрировав деятельностью различных образовательных практик и России, и зарубежья.
Нашей целью было помочь инициативному, сложному образованию продемонстрировать родителям высокую экспертность практики.
Плакаты помогают педагогу показывать родителям (клиентам) важность развития и формирования качеств и навыков, которые влияют на будущее ребенка. Что важнее в дошколке? Научиться писать, считать и читать или иметь развитое воображение, волю и характер доводить задуманное до результата? Что из этого действительно важно в дальнейшем? Что формирует мышление - чтение текстов или рассуждения о прочитанном? Все плакаты сжато, кратко и наглядно демонстрируют родителям, что действительно важно в формировании личности ребенка.
В основе тезисов существующие - российские и европейские лонгитюдные - исследования, на основании которых учеными были сделаны выводы о том, что дошкольное образование влияет на дальнейшее становление успешности ребенка в школе вплоть до ее окончания.
*На всех плакатах есть QR-код, который приводит на сайты и страницы с исследованиями ученых РФ и Европы.
В наличии плакаты:
Международные исследования о влиянии инициативного образования на будущую успешность ребенка;
Существует несколько лонгитюдных (длительных, 10 - 17 лет) европейских исследований, на основании которых учеными были сделаны выводы о том, что дошкольное образование влияет на дальнейшее становление успешности ребенка в школе вплоть до ее окончания.
На плакатах выделены главные тезисы, к которым пришли исследователи: что ребенок тогда хорошо учится в школе, когда у него есть в детском саду опыт действия по своему замыслу, грамотность формируется в деятельности и т.д. Тезисы выделены разными цветами.
Мы разработали первый дизайн плакатов несколько лет назад, а с 2023 году дополнили новым дизайном. На плакатах есть фотографии, которые иллюстрируют тезисы исследований. И есть плакат без фото. Для того, чтобы вы могли выбрать, как действовать: повесить плакаты с фото и рядом свой ватман с вашими фотографиями. Или только ваши фото, подтверждающие тезисы на вертикальном плакате. Файлы подготовлены к печати. Вы сможете напечатать любое количество плакатов для вашей организации.
Воображение часто считают несерьезным, не достойным внимания качеством ребенка. К его развитию относятся по остаточному принципу.
Плакат создан для того, чтобы удивить родителей и показать, как развитие воображения влияет на формирование важнейших процессов - теоретического мышления, способности к изобретательству и умения решать любые задачи.
Мы сделали два дизайна плаката - с фотографиями и без.
Фотографии демонстрируют, что происходит в образовательной практике, в которой к воображению - как к сложному образовательному результату - относятся серьезно.
Все просто: ребенок спросил – взрослый ответил: «Это что за птица?» - «Это цапля».
Просто? - А вот и нет!
Оказывается, если отвечать на вопросы таким образом, то мы НИЧЕГО НЕ РАЗВИВАЕМ. Только информируем. А как же отвечать так, чтобы развивать?
Способ есть! О он представлен в нашем плакате.
Использование речи и мышления для процесса решения задач может привести к запуску процессов РАССУЖДЕНИЯ. А рассуждение просто необходимо:
Для освоения материала, требующего логического мышления, в школе;
Для освоения материала, требующего абстрактного мышления, в вузе.
Человек, умеющий рассуждать, точно сумеет найти себе сообщество единомышленников, будет видеть ситуацию с разных сторон и предвидит и хорошие последствия, и плохие.
Развитие умения рассуждать – вклад в успешное будущее. Как это будущее ПОСТРОИТЬ – об этом наш плакат.
Наши материалы иллюстрируют концепцию развития мышления ребенка, сформулированную Жаном Пиаже и получившую развитие в современной психологии.
Развитие мышления происходит последовательно. Попытки поторопить развитие и перескочить через какой-то из этапов не только не принесут пользы, но и навредят. На каждой стадии происходят свои изменения и превращения, требуются свои условия и поддержка. Так и гусеница не может стать бабочкой, пока она не превратилась в кокон.
В клеточках отражены возрастные стадии развития мышления и проиллюстрированы те ситуации и условия, которые могут создавать взрослые, чтобы поддержать развитие мышления детей и подростков или, наоборот, заблокировать это развитие.
Вероника Кузьмина
Старший воспитатель детского сада 56 города Костромы, методолог дошкольного направления Rybakov Playschool, эксперт оценки качества образования (ECERS 3), магистр программы "Проектирование и экспертиза программ дошкольного образования" (культурно - исторический подход Л.С. Выготского).
При моем участии созданы два продукта Большого потока. В работе третий. Участвую в сборе данных для лонгитюдного исследования о том, как качество среды влияет на развитие мышления детей-дошкольников. Мне нравится, что все больше педагогов узнают о том, что дошкольное и школьное образование может быть иным. И нравится, что я к этому причастна. Вот то, что описывает меня как субъекта: - У меня есть замысел (все время есть, аж зудит:) - Я выбираю, что именно буду делать и как. - Объединяю тех, кто заинтересован. - Несу ответственность за результат прежде всего, перед собой.
Александра Парийчук
Учитель начальных классов в образовательном учреждении "Школа Жизни" города Калининград.
В нашей школе каждый ребенок — личность, которая учится быть творцом своей жизни. Для нас важно, чтобы выпускник, выйдя из стен школы, мог самостоятельно ставить цели, находить нестандартные решения и уверенно действовать в быстро меняющемся мире. Чтобы поддержать это, мы создаем условия при которых дети сами планируют свою деятельность, выбирают темы для исследований и проводят уроки. Так ребята не только осваивают программу, но и учатся брать ответственность за свои решения, работать в команде, аргументировать свою позицию. Субъектность для нас — это когда ребенок не ждет указаний, а сам задает вопросы, ищет ответы и верит в свои силы. И мы, педагоги, поддерживаем это, создавая среду, где каждый шаг к самостоятельности становится шагом к взрослению.
Светлана Камейша
Воспитатель-тьютор МАДОУ 4 "МОНТЕССОРИ плюс" города Томска.
Я верю, что если смотреть даже на самые привычные вещи через призму субъектности, глубже, то можно заметить в ребенке то, что никто, кроме тебя, пока не видит. Мы нежно называем этот феномен «хвостиками субъектности». Когда я научилась видеть эти «хвостики», мне захотелось рассказывать об этом, делиться, обсуждать — именно так появились мои кейсы-истории в книгах про субъектность. То, во что я вкладываюсь, что создаю, — тем мне хочется делиться. Если хотите узнать больше о субъектности, читайте наши книги, в них мое вдохновение (их можно найти на сайте в разделе «Материалы для педагогов и методистов»). Мой личный рейтинг: 1. Практики субъектности в образовании. 2. Кубики субъектности: построй свою модель. 3. Детские вопросы: шпаргалка для разговора с маленькими почемучками. 4. Оптика субъектности для родителей и педагогов. 5. Наблюдение субъектности: смотреть и видеть.