Уважаемые методисты! На этой странице вы узнаете, как стать экспертом субъектности. Вы находитесь на настоящем складе большой пользы. Он позволит методистам и педагогам работать в едином пространстве смыслов.
Методисту важно управлять качеством обучения педагогов, а самим педагогам выбирать материалы, которые им нужны в данный момент.
Использование экспертных разработок поможет создать единую команду методистов, педагогов, родителей, работающих на развитие детей — их самостоятельности и успешности
Плюсы и минусы выбора пути субъектности для педагогов образовательных организаций
Путь субъектности сложен и притягателен. Вступая на него, мы запускаем долгий процесс изменений, но, пройдя по нему, совершенно точно можем влиять на будущее. Выбирая для своего класса или группы путь субъектности, каждый педагог взвешивает все риски и преимущества этого выбора. Большой Поток провел небольшое исследование и начал систематизацию плюсов и минусов выбора пути субъектности.
Скачайте файл с плюсами и минусами субъектности для педагогов и детей в векторном формате (файл.pdf), чтобы распечатать в любом размере
Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь на e-mail рассылки
Мы работаем с субъектностью на самых разных площадках из множества и крупных, и небольших городов России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана. Каждая организация из нашего сообщества имеет свой уникальный путь и результат работы с нашими продуктами. Ниже - живые кейсы о том, как можно использовать экспертные материалы в образовательном и управленческом процессах
Повышение квалификации работников дошкольного образования
Культурный Педагогический Код “Субъектность” - это курс повышения квалификации, разработанный Большим Потоком в команде с исследователями, экспертами и практиками дошкольного образования. Программа курса - комплексная программа обучения для развития профессиональных компетенций с возможностью получения удостоверения государственного образца. Этот курс подойдет для вашей педагогической команды, если:
Вы готовы начать путь практики субъектности.
Вы хотите, чтобы ваши педагоги повышали квалификацию не для корочки, а для получения ценной информации.
Вы уже практика субъектности и хотите работать над экспертностью своих педагогов.
Вы уже практика субъектности и к вам пришел педагог из другой системы.
На странице КПК “Субъектность” можно узнать больше про курс и выбрать дату начала обучения.
Заяц – символ детства Мягкая игрушка, любая сказка, самое известное детское стихотворение – везде есть ЗАЙКА. Заяц – эмблема первого бота о пользе игры. Игра, как и зайка – неотъемлемая часть детства.
Наш бот - ПЕРВЫЙ БОТ О ПОЛЬЗЕ ДЕТСКОЙ ИГРЫ.
О ЧЕМ БОТ? ИГРАТЬ или ЗАНИМАТЬСЯ? –дилемма взрослых. Мы противопоставляем ЗАБАВУ и РАЗВИТИЕ, бестолковое и полезное. Бот про то, что ИГРА – это то, что в детстве очень ПОЛЕЗНО. Просто не все есть ИГРА.
ДЛЯ КОГО БОТ? Для людей, которые сильнее других могут влиять на развитие дошкольника – для родителей и педагогов.
ЗАЧЕМ БОТ? Родители и педагоги очень хотят, чтобы было и полезно, и в удовольствие. Бот подскажет, как и что делать, чтобы в жизни ребенка была какая надо игра и все ее полезные развивающие эффекты.
КТО СОЗДАВАЛ БОТ? Бот создавали исследователи, эксперты и педагоги-практики.
ЧТО МОЖЕТ БОТ? Консультировать, разъяснять, предлагать варианты действий и способы оценки эффективности.
ЧТО СМОЖЕТ ПЕДАГОГ?
Научится ловить время для того, чтобы его хватало для игры детей.
Поймет, как организовать пространство, в котором игра будет развиваться.
Оценит среду и дополнит ее нужными для игры материалами.
Удивится, узнав о пользе и развивающих эффектах игры.
Сообщество образовательных практик субъектности Большой Поток вместе с представителями научного педагогического сообщества разработали плакаты для площадок, поддерживающих сложные образовательные результаты, субъектность.
Мы решили перевести "с научного на понятный" язык и сделать наглядными важные пункты исследования, проиллюстрировав деятельностью различных образовательных практик и России, и зарубежья.
Нашей целью было помочь инициативному, сложному образованию продемонстрировать родителям высокую экспертность практики.
Плакаты помогают педагогу показывать родителям (клиентам) важность развития и формирования качеств и навыков, которые влияют на будущее ребенка. Что важнее в дошколке? Научиться писать, считать и читать или иметь развитое воображение, волю и характер доводить задуманное до результата? Что из этого действительно важно в дальнейшем? Что формирует мышление - чтение текстов или рассуждения о прочитанном? Все плакаты сжато, кратко и наглядно демонстрируют родителям, что действительно важно в формировании личности ребенка.
В основе тезисов существующие - российские и европейские лонгитюдные - исследования, на основании которых учеными были сделаны выводы о том, что дошкольное образование влияет на дальнейшее становление успешности ребенка в школе вплоть до ее окончания.
*На всех плакатах есть QR-код, который приводит на сайты и страницы с исследованиями ученых РФ и Европы.
В наличии плакаты:
Международные исследования о влиянии инициативного образования на будущую успешность ребенка;
Существует несколько лонгитюдных (длительных, 10 - 17 лет) европейских исследований, на основании которых учеными были сделаны выводы о том, что дошкольное образование влияет на дальнейшее становление успешности ребенка в школе вплоть до ее окончания.
На плакатах выделены главные тезисы, к которым пришли исследователи: что ребенок тогда хорошо учится в школе, когда у него есть в детском саду опыт действия по своему замыслу, грамотность формируется в деятельности и т.д. Тезисы выделены разными цветами.
Мы разработали первый дизайн плакатов несколько лет назад, а с 2023 году дополнили новым дизайном. На плакатах есть фотографии, которые иллюстрируют тезисы исследований. И есть плакат без фото. Для того, чтобы вы могли выбрать, как действовать: повесить плакаты с фото и рядом свой ватман с вашими фотографиями. Или только ваши фото, подтверждающие тезисы на вертикальном плакате. Файлы подготовлены к печати. Вы сможете напечатать любое количество плакатов для вашей организации.
Воображение часто считают несерьезным, не достойным внимания качеством ребенка. К его развитию относятся по остаточному принципу.
Плакат создан для того, чтобы удивить родителей и показать, как развитие воображения влияет на формирование важнейших процессов - теоретического мышления, способности к изобретательству и умения решать любые задачи.
Мы сделали два дизайна плаката - с фотографиями и без.
Фотографии демонстрируют, что происходит в образовательной практике, в которой к воображению - как к сложному образовательному результату - относятся серьезно.
Все просто: ребенок спросил – взрослый ответил: «Это что за птица?» - «Это цапля».
Просто? - А вот и нет!
Оказывается, если отвечать на вопросы таким образом, то мы НИЧЕГО НЕ РАЗВИВАЕМ. Только информируем. А как же отвечать так, чтобы развивать?
Способ есть! О он представлен в нашем плакате.
Использование речи и мышления для процесса решения задач может привести к запуску процессов РАССУЖДЕНИЯ. А рассуждение просто необходимо:
Для освоения материала, требующего логического мышления, в школе;
Для освоения материала, требующего абстрактного мышления, в вузе.
Человек, умеющий рассуждать, точно сумеет найти себе сообщество единомышленников, будет видеть ситуацию с разных сторон и предвидит и хорошие последствия, и плохие.
Развитие умения рассуждать – вклад в успешное будущее. Как это будущее ПОСТРОИТЬ – об этом наш плакат.
Наши материалы иллюстрируют концепцию развития мышления ребенка, сформулированную Жаном Пиаже и получившую развитие в современной психологии.
Развитие мышления происходит последовательно. Попытки поторопить развитие и перескочить через какой-то из этапов не только не принесут пользы, но и навредят. На каждой стадии происходят свои изменения и превращения, требуются свои условия и поддержка. Так и гусеница не может стать бабочкой, пока она не превратилась в кокон.
В клеточках отражены возрастные стадии развития мышления и проиллюстрированы те ситуации и условия, которые могут создавать взрослые, чтобы поддержать развитие мышления детей и подростков или, наоборот, заблокировать это развитие.
Вероника Кузьмина
Старший воспитатель детского сада 56 города Костромы, методолог дошкольного направления Rybakov Playschool, эксперт оценки качества образования (ECERS 3), магистр программы "Проектирование и экспертиза программ дошкольного образования" (культурно - исторический подход Л.С. Выготского).
При моем участии созданы два продукта Большого потока. В работе третий. Участвую в сборе данных для лонгитюдного исследования о том, как качество среды влияет на развитие мышления детей-дошкольников. Мне нравится, что все больше педагогов узнают о том, что дошкольное и школьное образование может быть иным. И нравится, что я к этому причастна. Вот то, что описывает меня как субъекта: - У меня есть замысел (все время есть, аж зудит:) - Я выбираю, что именно буду делать и как. - Объединяю тех, кто заинтересован. - Несу ответственность за результат прежде всего, перед собой.
Александра Парийчук
Учитель начальных классов в образовательном учреждении "Школа Жизни" города Калининград.
В нашей школе каждый ребенок — личность, которая учится быть творцом своей жизни. Для нас важно, чтобы выпускник, выйдя из стен школы, мог самостоятельно ставить цели, находить нестандартные решения и уверенно действовать в быстро меняющемся мире. Чтобы поддержать это, мы создаем условия при которых дети сами планируют свою деятельность, выбирают темы для исследований и проводят уроки. Так ребята не только осваивают программу, но и учатся брать ответственность за свои решения, работать в команде, аргументировать свою позицию. Субъектность для нас — это когда ребенок не ждет указаний, а сам задает вопросы, ищет ответы и верит в свои силы. И мы, педагоги, поддерживаем это, создавая среду, где каждый шаг к самостоятельности становится шагом к взрослению.
Светлана Камейша
Воспитатель-тьютор МАДОУ 4 "МОНТЕССОРИ плюс" города Томска.
Я верю, что если смотреть даже на самые привычные вещи через призму субъектности, глубже, то можно заметить в ребенке то, что никто, кроме тебя, пока не видит. Мы нежно называем этот феномен «хвостиками субъектности». Когда я научилась видеть эти «хвостики», мне захотелось рассказывать об этом, делиться, обсуждать — именно так появились мои кейсы-истории в книгах про субъектность. То, во что я вкладываюсь, что создаю, — тем мне хочется делиться. Если хотите узнать больше о субъектности, читайте наши книги, в них мое вдохновение (их можно найти на сайте в разделе «Материалы для педагогов и методистов»). Мой личный рейтинг: 1. Практики субъектности в образовании. 2. Кубики субъектности: построй свою модель. 3. Детские вопросы: шпаргалка для разговора с маленькими почемучками. 4. Оптика субъектности для родителей и педагогов. 5. Наблюдение субъектности: смотреть и видеть.