Какие последствия имеет знакомство и дружба с художниками и педагогами Поздеевки и результатами их мастерства?
Вдохновившись открытками Поздеевки, мы взяли задачу провести мини-исследование в своем д\с на тему: «Почему же дети рисуют» и организовали проектно-творческую группу, в которую вошли все заинтересованные этим вопросом педагоги. Некоторое время ушло на организационные моменты в работе, выявление интереса каждого участника, составление плана и пр., и в ноябре мы разработали и запустили карту, в которой зафиксировали линии исследования: что дети рисуют чаще, как объясняют свой выбор, какими средствами свой замысел реализуют. Надо сказать, что речь идет не об организованных занятиях по рисованию, а о том, что дети выбирают своей деятельностью, т.е. о свободном рисовании в повседневной жизни.
Полученная в картах информация послужила нам материалом для построения рабочих гипотез, которых оказалось четыре: дети рисуют, потому что:
- чувствуют красоту мира и хотят ею поделиться с близкими: родителями, сверстниками, воспитателями;
- больше нечем заняться;
- ждут внимания и одобрения со стороны взрослого;
- любят фантазировать и придумывать.
Попутно мы обсуждали важные для дошкольной практики темы, например:
- что есть воображение, откуда оно рождается, как поддерживать и при каких организационных условиях и реакциях взрослого можно предполагать этот устойчивый навык;
- как интерпретировать рисование ребенка по памяти, т.е. того, чего нет у него перед глазами;
- как реагировать взрослым на детскую «мазню», не похожую на елочку, зайчика и домик;
- какие оргформы добавить в повседневность, чтобы способствовать развитию инициативы;
- что считать творчеством и по каким критериям его квалифицировать;
- др.
Мы так разохотились, что стали инициаторами проведения городского семинара на тему: «Почему дети рисуют». Собралось много разного народа, большинство из них дошкольные воспитатели и учителя начальных классов. По правде хотелось рассказать об опыте и поделиться открытиями, которые мы насобирали в ходе наших наблюдений и исследований (промежуточные результаты, работаем дальше). На семинаре мы соотносили гипотезы, высказываемые участниками с ответами детей. Почти в 67% случаев взрослые не попали☹. Это может означать, что организованные занятия по рисованию с определенной тематикой, средствами, техниками могут препятствовать детскому развитию.
Важной частью нашей работы стало наблюдение за тем, как взрослые – педагоги и родители - реагируют на детские шедевры. Это побудило нас создать открытки с двойным смыслом: на одной стороне эстетика, на другой – взрослый словарь (покажем на семинаре в сб.). Это заставило участников прослезиться и увидеть себя в зеркале своих слов и реакций. Обратная связь дала нам надежду, что обнаруженные стереотипы, инструкции, привычки и их важность могут быть снижены и заменены (?), а, значит, откроют дорогу для нового взгляда на свое профессиональное. И все благодаря мастерам из Поздеевки☺