Зачем дети рисуют? Пособие для родителя
набор открыток
Открытки, разработанные коллективом Новой художественной школы им. А. Г. Поздеева, отвечают на вопросы о спонтанном и организованном рисовании детей дошкольного возраста. Что такого ценного получает в этом занятии ребёнок и где это пригодится дальше? Как помочь развить его субъектность, визуальное мышление, воображение и навыки рисунка? А что может помешать этому развиваться? Полезные советы для педагогов и родителей дошкольников.
Как пользоваться открытками?
Работа с открытками в МАДОУ N 4 "МОНТЕССОРИ плюс" г. Томска
Татьяна Костенко. Зачем дети рисуют?
Открытки Поздеевки
Мы разместили открытки "Зачем дети рисуют?" в тех местах, где бывает много народа. И надеемся, что хотя бы краем глаза теперь и родители, и, конечно, воспитатели и наши гости видят, в чем важность рисования. Потому что много примеров от учителей начальной школы о том, что рисование заменяют математикой или русским языком" Татьяна Костенко, методист МАДОУ N 4 "МОНТЕССОРИ плюс" г. Томска

Какие последствия имеет знакомство и дружба с художниками и педагогами Поздеевки и результатами их мастерства?


Вдохновившись открытками Поздеевки, мы взяли задачу провести мини-исследование в своем д\с на тему: «Почему же дети рисуют» и организовали проектно-творческую группу, в которую вошли все заинтересованные этим вопросом педагоги. Некоторое время ушло на организационные моменты в работе, выявление интереса каждого участника, составление плана и пр., и в ноябре мы разработали и запустили карту, в которой зафиксировали линии исследования: что дети рисуют чаще, как объясняют свой выбор, какими средствами свой замысел реализуют. Надо сказать, что речь идет не об организованных занятиях по рисованию, а о том, что дети выбирают своей деятельностью, т.е. о свободном рисовании в повседневной жизни.


Полученная в картах информация послужила нам материалом для построения рабочих гипотез, которых оказалось четыре: дети рисуют, потому что:

  • чувствуют красоту мира и хотят ею поделиться с близкими: родителями, сверстниками, воспитателями;
  • больше нечем заняться;
  • ждут внимания и одобрения со стороны взрослого;
  • любят фантазировать и придумывать.
Попутно мы обсуждали важные для дошкольной практики темы, например:

  • что есть воображение, откуда оно рождается, как поддерживать и при каких организационных условиях и реакциях взрослого можно предполагать этот устойчивый навык;
  • как интерпретировать рисование ребенка по памяти, т.е. того, чего нет у него перед глазами;
  • как реагировать взрослым на детскую «мазню», не похожую на елочку, зайчика и домик;
  • какие оргформы добавить в повседневность, чтобы способствовать развитию инициативы;
  • что считать творчеством и по каким критериям его квалифицировать;
  • др.

Мы так разохотились, что стали инициаторами проведения городского семинара на тему: «Почему дети рисуют». Собралось много разного народа, большинство из них дошкольные воспитатели и учителя начальных классов. По правде хотелось рассказать об опыте и поделиться открытиями, которые мы насобирали в ходе наших наблюдений и исследований (промежуточные результаты, работаем дальше). На семинаре мы соотносили гипотезы, высказываемые участниками с ответами детей. Почти в 67% случаев взрослые не попали☹. Это может означать, что организованные занятия по рисованию с определенной тематикой, средствами, техниками могут препятствовать детскому развитию.


Важной частью нашей работы стало наблюдение за тем, как взрослые – педагоги и родители - реагируют на детские шедевры. Это побудило нас создать открытки с двойным смыслом: на одной стороне эстетика, на другой – взрослый словарь (покажем на семинаре в сб.). Это заставило участников прослезиться и увидеть себя в зеркале своих слов и реакций. Обратная связь дала нам надежду, что обнаруженные стереотипы, инструкции, привычки и их важность могут быть снижены и заменены (?), а, значит, откроют дорогу для нового взгляда на свое профессиональное. И все благодаря мастерам из Поздеевки☺