Зачем дети рисуют? Пособие для родителя
набор открыток
Открытки, разработанные коллективом Новой художественной школы им. А. Г. Поздеева, отвечают на вопросы о спонтанном и организованном рисовании детей дошкольного возраста. Что такого ценного получает в этом занятии ребёнок и где это пригодится дальше? Как помочь развить его субъектность, визуальное мышление, воображение и навыки рисунка? А что может помешать этому развиваться? Полезные советы для педагогов и родителей дошкольников.
Как пользоваться открытками?
Работа с открытками в МАДОУ N 4 "МОНТЕССОРИ плюс" г. Томска
Татьяна Костенко. Зачем дети рисуют?
Открытки Поздеевки
Мы разместили открытки "Зачем дети рисуют?" в тех местах, где бывает много народа. И надеемся, что хотя бы краем глаза теперь и родители, и, конечно, воспитатели и наши гости видят, в чем важность рисования. Потому что много примеров от учителей начальной школы о том, что рисование заменяют математикой или русским языком" Татьяна Костенко, методист МАДОУ N 4 "МОНТЕССОРИ плюс" г. Томска
Марафон открыток в детском саду Rybakov Playschool г. Москвы
Виктория Минченко. Про марафон открыток Поздеевки
В открытках есть направления того, что же развивает рисование. Это: субъектность, визуальное мышление, воображение, предметные навыки. Мне сразу показалось интересным поработать с этими открытками, познакомить с ними именно родителей наших ребят, чтобы мы находились в одном смысловом поле. Практически сразу пришла идея сделать это в онлайн-формате через родительские чаты (решили испробовать форму марафона), чтобы каждый мог познакомиться в удобное время. Виктория Минченко, методист детского сада Rybakov Playschool г. Москвы
Как открытки Поздеевки свели педагогов и родителей в одно смысловое поле
На одной из встреч сообщества «Большой поток» мне посчастливилось познакомиться с интересными, красочными и полезными для педагогов и родителей открытками от художественной школы «Поздеевка». Открытки знакомят их владельца с таинством рисования и его важнейшей ролью в жизни каждого ребенка.

В открытках есть направления того, что же развивает рисование. Это: субъектность, визуальное мышление, воображение, предметные навыки. Каждое из этих направлений раскрыто в следующих рубриках: «рисование развивает...», «Зачем?», «Как пригодится?», «Как заметить?», «Как поддержать?», «Как помешать?».

Мне сразу показалось интересным поработать с этими открытками, познакомить с ними именно родителей наших ребят, чтобы мы находились в одном смысловом поле. Практически сразу пришла идея сделать это в онлайн-формате через родительские чаты (решили испробовать форму марафона), чтобы каждый мог познакомиться в удобное время.
Но просто сбрасывать неинтересно. Пока не понимаешь «зачем?» желания открыть какую-то информационную бездну точно не будет.

Поэтому перед запуском нашего информационного марафона мы забросили в родительские чаты ознакомительное сообщение, о том, что планируем провести, в какие сроки будет проходить и зачем же это нужно. А также прикрепили к тексту опрос «Кто с нами?», чтобы было понятно, что никакой «обязаловки» нет, да и нам хотелось видеть, кто готов погрузиться в информацию о развитии чуть больше.

Параллельно с этим, мы изучили открытки с педагогами, так как их роль в проведении марафона была ключевой. Да, я писала тексты, опираясь на открытки, но каждый пост был подкреплен живыми фотографиями конкретных детей. Мы понимаем, что собственные дети вызывают эмоций гораздо больше, поэтому сделали на этом особый акцент. Педагоги были готовы заострить внимание на художественной деятельности, и мы приступили.

Решили взять одно направление развития, чтобы не распыляться. Взяли «Субъектность», чтобы привлечь внимание к важности рисунка, реакции взрослых на него.

Раз в день в течение рабочей недели в родительских чатах появился пост с переработанным «живым» текстом открытки по одной из рубрик. Текст, как я уже написала выше, подкреплялся актуальными подходящими фотографиями, а также мини-опросами, чтобы была возможность проявить активность, и это не занимало бы много времени. Но как же родители знакомились именно с открытками? С помощью QR-кодов, которые появлялись в коридорах сада. Появляется пост - можно искать QR-код в коридорах.

Продержали до конца. Справились. Новый формат испытали. В открытки втянулись.

Улучшать планируем внедрением проблемной ситуации до начала подобных марафонов, чтобы создать дефицит информации и привлечь родителей. Хотим испробовать видео-формат донесения информации вместо текстового (рассчитываем на динамику и харизму).
Точно можно сказать, что опыт успешный и показательный

Какие последствия имеет знакомство и дружба с художниками и педагогами Поздеевки и результатами их мастерства?


Вдохновившись открытками Поздеевки, мы взяли задачу провести мини-исследование в своем д\с на тему: «Почему же дети рисуют» и организовали проектно-творческую группу, в которую вошли все заинтересованные этим вопросом педагоги. Некоторое время ушло на организационные моменты в работе, выявление интереса каждого участника, составление плана и пр., и в ноябре мы разработали и запустили карту, в которой зафиксировали линии исследования: что дети рисуют чаще, как объясняют свой выбор, какими средствами свой замысел реализуют. Надо сказать, что речь идет не об организованных занятиях по рисованию, а о том, что дети выбирают своей деятельностью, т.е. о свободном рисовании в повседневной жизни.


Полученная в картах информация послужила нам материалом для построения рабочих гипотез, которых оказалось четыре: дети рисуют, потому что:

  • чувствуют красоту мира и хотят ею поделиться с близкими: родителями, сверстниками, воспитателями;
  • больше нечем заняться;
  • ждут внимания и одобрения со стороны взрослого;
  • любят фантазировать и придумывать.
Попутно мы обсуждали важные для дошкольной практики темы, например:

  • что есть воображение, откуда оно рождается, как поддерживать и при каких организационных условиях и реакциях взрослого можно предполагать этот устойчивый навык;
  • как интерпретировать рисование ребенка по памяти, т.е. того, чего нет у него перед глазами;
  • как реагировать взрослым на детскую «мазню», не похожую на елочку, зайчика и домик;
  • какие оргформы добавить в повседневность, чтобы способствовать развитию инициативы;
  • что считать творчеством и по каким критериям его квалифицировать;
  • др.

Мы так разохотились, что стали инициаторами проведения городского семинара на тему: «Почему дети рисуют». Собралось много разного народа, большинство из них дошкольные воспитатели и учителя начальных классов. По правде хотелось рассказать об опыте и поделиться открытиями, которые мы насобирали в ходе наших наблюдений и исследований (промежуточные результаты, работаем дальше). На семинаре мы соотносили гипотезы, высказываемые участниками с ответами детей. Почти в 67% случаев взрослые не попали☹. Это может означать, что организованные занятия по рисованию с определенной тематикой, средствами, техниками могут препятствовать детскому развитию.


Важной частью нашей работы стало наблюдение за тем, как взрослые – педагоги и родители - реагируют на детские шедевры. Это побудило нас создать открытки с двойным смыслом: на одной стороне эстетика, на другой – взрослый словарь (покажем на семинаре в сб.). Это заставило участников прослезиться и увидеть себя в зеркале своих слов и реакций. Обратная связь дала нам надежду, что обнаруженные стереотипы, инструкции, привычки и их важность могут быть снижены и заменены (?), а, значит, откроют дорогу для нового взгляда на свое профессиональное. И все благодаря мастерам из Поздеевки☺