Журнал

ДИРЕКТОРИЙ В НОВОСИБИРСКЕ

Директорий Марии Миркес 2021


Делимся с вами интересными событиями в мире профсообщества. Если ты «варишься» в поле общих ценностей и смыслового содержания с такими практиками, профессиональное развитие неминуемо) 27-28 февраля в Новосибирске прошел ежегодный Томский Директорий (уже креативный поворот) – обучающая программа-интенсив, лидером которого выступает Мария Миркес, директор Школы развития НооГен, федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства, эксперт онлайн-школы Digital Mirkes.


Среди экспертов Директория радостно было увидеть Ольгу Шиян (Лаборатория развития ребенка, МГПУ), Надежду Муха (Школа «Эврика-развитие», Томск), которые выступают экспертами и в программах Центра «Шаг».


Директорий - семинар для управленцев образовательных организаций, на котором встречаются частные и муниципальные организации, школы и детские сады, образование и представители бизнеса. Все это – с глубоким погружением и сшивкой смыслов.


«Конструктор сложных образовательных практик» - тема Директория 2021.


Что такое сложная практика?


«Это практика, которая считает важным не только предметное умение, но и становление субъектности – чтобы ребенок был самостоятельным, инициативным и т.д.», - рассказывает Мария Миркес.

«Сложная практика позволяет выполнять норму, при этом не убивая инициативу», - дополняет Ольга Шиян.

Кроме качественного образования, школа должна давать что-то еще – некое «добавленное качество», «добавку», которая отличает ее от других и существенно повышает ее ценность для внешнего мира.


Есть ли у вас это добавленное качество и в чем оно ясно выражается, как считывается? Вот так задачка.

Нужно быть настолько сложным, чтобы существенно отличаться от других, и настолько ясным, чтобы легко объяснить свою сложность любому участнику практики – от родителя до дошкольника, от чиновника до представителя бизнеса.


Быть сложным, но ясным.


«В наше сообщество «Большой Поток» входит порядка полусотни частных школ, которые уже работают в теме субъектности, уже делают что-то классное, нашли свое интересное ядро практики, - делится Мария Миркес. - Здесь, на Директории мы совершаем следующий шаг – собираем практики как систему, конструктор, чтобы сделать их более устойчивыми»

.

Устойчивая сложная практика – значит наполненная смыслом, инструментами и постоянно конструируемая, не статичная, а живая.


Как понять, сложная ли у вас практика?


Если вы постоянно перемещаетесь между качественной практикой, инструментами/зеркалами и ценностями - туда и обратно, чтобы обрести устойчивость.

Не просто действуете в повседневности, но постоянно переконструируете практику.

Реальность, другие субъекты - ученики, родители, педагоги, внешние условия, дистант постоянно бросают вызов тому, что вы делаете, «переворачивая» практику, и здесь вам нужно снова возвращаться на уровень ценностей и зеркал, что пересобрать практику и продолжить ее реализовывать – чуть иначе, донося те же смыслы.


У любого результата должно быть зеркало: как мне понять, что я движусь в верном направлении и решаю задачу? Например, как увидеть, что педагоги профессионально растут, по каким зеркалам? Ценности не работают без инструментов, а в инструменты должны быть вшиты ваши ценности.


Сразу оговорюсь, что такое «объяснение на коленке» глубокому пониманию, конечно, не поможет, нужно погружаться в концепцию на живом Директории и Большом Потоке Марии Миркес. Классно, когда тебе одновременно и слишком просто, и невыносимо сложно объяснить происходящее, - значит зацепило.


Все практики, которые собрались на Директории – сложные. Здесь и частные школы, и муниципальные детские сады, и центры дополнительного образования.

Команды из Москвы, Красноярска, Томска, Кемерова, Новосибирска, Костромы, Иркутска, Барнаула, Бийска и других городов.


Чем занимаются участники два дня: прокачивают свою практику, чтобы за счет новых разработанных вместе алгоритмов и ясного понимания сделать практики более устойчивыми.

А значит, более привлекательными для клиентов, интересными для учащихся и эффективными для команды.


Площадки из разных городов объединялись в команды и работали над кейсами своих коллег: разбирали ядро практики языковых школ, наводили резкость на модель тьюторства в предметном обучении, искали специфику задач, которая «зажигает» интерес в подростковой школе (и кажется, нашли), - конструировали сложный процесс практик в своих школах.


Групповая работа и экспертиза позволила «пересобрать» алгоритмы и по-новому взглянуть на привычное.

По сути, строили модель субъектной школы, ведь субъектность – пожалуй, главное слово в словаре Директория.


Директорий прошел на площадке открытого центра семейного «Научилус» (Новосибирск) в гостях у Анны Любченко.

Для «Научилуса» это значимое событие:


«Для нас ценно соотносить себя с другими профессионалами, общаться с единомышленниками. Когда началась онлайн-эпоха, то, что у нас, частных школ, было такое сообщество, спасло многих, кто оказался в растерянности: это помогло найти новые формы работы и силы. Здесь и состройка по ценностям, и поддержка, и обмен энергией. После каждого такого мероприятия начинаются межшкольные проекты, которые обогащают любую школу».


Важным блоком Директория стала встреча с представителями бизнеса: искали точки соприкосновения и соотносили взгляды.

Оказалось, что бизнес не смотрит на образование как на ресурс, при этом, ожидает от сотрудников те же проявления субъектности, которые развивают инновационные школы.


Как совместить ценности сторон, и какими зеркалами ловить ускользающую субъектность, об этом говорили тоже.


Вероника Кузьмина, старший воспитатель детского сада № 56 (Кострома) рассказывает:


«На Директории в основном собрались частные школы, но и нашему муниципальному детскому саду есть, что почерпнуть. В каком-то смысле мы тоже и продаем услугу, и реализуем сложную практику. Поэтому нам также важно привести родителя и объяснить ему свое «добавленное качество».
Этому можно поучиться у частных образовательных организаций: они удерживают в фокусе самого ребенка, активно ищут баланс между качественным образованием и собственной уникальностью, и в итоге чаще его находят.
Частникам порой сложнее, им нужно продавать себя, отвечать за себя самим. В ситуации пандемии, например, их никто не защитит, оплатив за них, например, аренду помещения, а нас, муниципальные сады и школы, защитит система. Муниципальные образовательные организации и родители часто друг другу что-то доказывают. Частные организации, продающие образование как услугу, стремятся к партнерству. К такому видению стремимся и мы».

«Частные школы в основном небольшие, тем более важно быть включенным в сообщество - считает Мария Миркес. Нужно объединяться, чтобы поддерживать разнообразие смыслов и вариативность, вместе думать и рождать новые сложные ходы и алгоритмы. Мы объединили школы, работающие в субъектном подходе, в сообщество, теперь они активно взаимодействуют между собой». И обращаясь к представителям школ, добавляет: «Я за то, чтобы вы становились».

«Круг, который способен расширяться за счет присоединения инициативных – это важный круг, - рассуждает Ольга Шиян. - Но важно, чтобы детские сады и школы, которые несут современные ценности детства и ставят личность ребенка/ученика в центр образовательного процесса, институционально поддерживались. Важно, чтобы субъектность, инициативность, метапредметные результаты реально стали основой для оценки работы педагогов, школ. Когда в системе будет проходить сигнал о том, что практики, которые несут эти важные ценности, - лучшие, тогда норма станет массовой. Мы еще не задали такую норму для всех».

По нашим ощущениям, все продвинутые современные образовательные организации сейчас движутся в сторону поиска смыслов, построения устойчивых систем, при этом в центре ставят ценность Ребенка, личностное развитие как ценность будущего.


Называя по-разному - субъектность, инициативность, метапредметные результаты, мы работаем в одном направлении.

И если вы, будучи педагогом или руководителем, тоже хотите двигаться в этом направлении, включайтесь в профсообщество, участвуйте в программах, семинарах, конференциях с людьми, которые говорят с вами "на одном языке ценностей". Либо он появится в процессе. Вместе идти легче.


Благодарим коллег за приглашение на интересное мероприятие!


Текст – Марина Лихошерстных