Журнал

ММСО 2021

Ольга Шиян, доцент МГПУ о секции "Антимонопольная деятельность на рынке образования"

"Один из важнейших контекстов разговора: частное образование находится в совершенно неравных условиях с муниципальным и проигрывает, даже если предоставляет образование более высокого качества – для родителей оно оказывается просто в разы дороже и труднодоступнее (хотя отметим, что муниципальное образование еще дороже, просто оно вшито в наши налоги, и его оплату мы как бы не замечаем)

Итак:


  1. Важна не просто доступность образования (дошкольного в частности), а именно доступность качественного образования, ибо, как все исследования показывают, только детский сад высокого качества обеспечивает импульс в развитии и преимущества в будущем обучении (и да, качественное дошкольное образование - это много игры и богатая среда, а не ряды парт)
  2. А значит, нужна оценка этого самого образования. Важно поддерживать не форму собственности, а качество, которое получают дети.
  3. Существует институт «независимой оценки качества» - статья 95 Закона «Об образовании». Его миссия – позволить обществу, гражданам (а не только ведомству) как-то влиять на образование, оценивать его. Хорошая идея, но. Как и прописано в Законе, общественные палаты разных уровней создают общественные советы по независимой оценке – но деятельность этих советов эм.. малозаметна
  4. А оценка, меж тем, нужна: именно она могла бы помочь не просто сориентировать родителей, но и помочь им понять приоритеты современного образования (ведь родители все своим детям хотят счастья и инициативности, а заказывают при этом чтение за партой просто от незнания того, что это самое чтение может совершенно иначе прекрасно осваиваться)
  5. Создавать ли оценку силами государства? Известен такой прецедент – это британский Офстед, который инспектирует учебные заведения и подотчетен парламенту. Есть, правда, подозрение, что для выработки доверия к такой институции нужен, как в известном анекдоте, примерно такой же долгий срок, как и для появления английского газона
  6. Но функции независимой оценки качества в мире чаще берут на себя негосударственные организации. И если родители и/или инвесторы видят на стене детского сада знак аккредитации NAEYC в США, «немецкий знак качества» в Германии или «Звезды» в Сингапуре, то все понимают, о каком именно гарантированном качестве идет речь. Но у отечественного родителя или педагога и тем более чиновника упоминание о некоторых частных (независимых) организациях, проводящих оценку качества, вызывает немедленно подозрение в субъективности в лучшем случае, а в худшем (и частом) – в нечистоплотности. А все потому, что институт репутации пока не работает, ему тоже нужно времени не меньше, чем английскому газону.

В общем, пока не ясно, как обеспечить поддержку качественного образования вне зависимости от формы собственности. А ведь только тогда конкуренция в образовании будет работать на детей – на равный доступ к хорошим возможностям.

И да, тезисы сугубо с моей колокольни, секция была интересна именно тем, что участники с разных сторон смотрели на одно, и у Мария Миркес , Алексей Рогов и

представителя Федеральной антимонопольной службы выстраивались другие линии аргументов - вот бы этот разговор продолжился".