ВООБРАЖЕНИЕ МЕНЯЕТ МИР
ВООБРАЖЕНИЕ И ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
Кравцова Е.Е., 1996 г.

Воображение является непременным условием развития произвольности в коммуникации с окружающими людьми и успешности школьного обучения:

  • Произвольно – контекстное общение со взрослым благоприятно влияет на возможность выделения и принятия учебных задач,
  • Кооперативно – соревновательное общение со сверстниками сказывается на умении работать в группе и овладении способами действия в ситуации учебной задачи
  • Появление нового отношения к самому себе связано с важными компонентами учебной деятельности – действием контроля и оценк
Отличительная черта – осознание своей позиции и позиции партнера по совместной деятельности.

По мере развития воображения происходит становление произвольности в эмоциональной сфере дошкольников путем включения воображения в структуру эмоциональных процессов: у ребенка появляются предвосхищающие эмоции, позволяющие не застревать на сильных впечатлениях и управлять своими эмоциями.

Отличительная черта – осознание себя источником чувств

ВООБРАЖЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т., 1996 г.

В познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую функцию.

Они позволяют человеку постигать универсальные принципы развития, преобразовывать и осмысливать мир в соответствии с ними мир как целое. В мышлении принципы – это абстрактные понятия, в воображении – образы.

Воображение дошкольника – это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя

Но одновременно воображение – основа теоретического мышления. Через проблематизацию своего опыта ребенок подходит к таким задачам, которые могут быть решены только теоретическим способом.